Версия для слабовидящих
Ежедневно
10:00-21:00
ул. Горького 19
ул. Бограда 89
Оставьте свой номер телефона, и наш администратор перезвонит Вам в ближайшее время
Или позвоните нам по номеру
+79293340418
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Задайте нам вопрос
VK
Mail
Phone
WhatsApp
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ.
С ЧЕМ РАБОТАЕТ ДЕТСКИЙ ПСИХИАТР
Статья детского врача-психиатра Батраниной Ольги Александровны
Детский и подростковый психиатр занимается диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств у детей и подростков. В своей практике он учитывает возрастные особенности психики, влияние среды, семейные факторы и возможные органические причины нарушений. Психические расстройства у детей могут проявляться по-разному, в зависимости от возраста, характера развития и жизненных обстоятельств. Важно, чтобы психиатр работал с учетом этих факторов, применяя соответствующие методы лечения и диагностики.
Особенности детской психики требуют деликатного и многогранного подхода.
Психиатр помогает не только выявить проблему, но и выстроить стратегию помощи, взаимодействуя с другими специалистами, такими как психологи, неврологи, логопеды и социальные работники. Комплексный подход позволяет достичь лучших результатов в лечении и улучшении качества жизни ребенка.

1. Нарушения нейропсихологического развития
  • Расстройства аутистического спектра (РАС) – характеризуются трудностями в социальной коммуникации, повторяющимся поведением, узким кругом интересов.
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или РДВГ) проявляется трудностями с концентрацией, импульсивностью, гиперактивностью. Дети с СДВГ могут испытывать сложности в обучении, социальной адаптации, организации деятельности и контроле эмоций. Часто сопровождается тревожными и оппозиционными проявлениями.
  • Отставание в психоречевом развитии – трудности с формированием речи, отставание в когнитивном развитии.
  • Дислексии и дисграфии – нарушение способности к чтению и письму, часто связанное с трудностями восприятия и обработки звукового состава слов.
  • Интеллектуальные нарушения – различные степени умственной недостаточности, требующие индивидуального подхода в обучении и социальной адаптации.
2. Эмоциональные и поведенческие расстройства
  • ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) – выражается в навязчивых мыслях (обсессиях) и ритуальных действиях (компульсиях), выполняемых для снижения тревоги. У детей и подростков может проявляться чрезмерной аккуратностью, страхом заражения, проверками и повторяющимися движениями.
  • Дисморфофобия – навязчивая озабоченность мнимыми или незначительными дефектами внешности, вызывающая сильный дистресс и приводящая к избеганию социальных ситуаций, частым обращениям к косметическим процедурам или пластической хирургии.
  • Фобии и панические атаки – сильные, иррациональные страхи, возникающие в ответ на определенные ситуации, объекты или мысли. Панические атаки сопровождаются выраженной тревогой, сердцебиением, одышкой и чувством потери контроля.
  • Тики и заикание – непроизвольные двигательные или звуковые проявления, связанные с нервной системой, вызывающие стресс и социальные затруднения. Могут быть как самостоятельным расстройством, так и частью других состояний (СДВГ, ОКР, тревожных расстройств).
  • Социальное тревожное расстройство – страх перед общественными ситуациями, боязнь осуждения, избегание социальных контактов.
  • Сепарационное тревожное расстройство – выраженная тревога, возникающая при разлуке с близкими, сильный страх потери родителей или опекунов, что мешает ребенку функционировать в обычных условиях (например, посещать школу или ночевать вне дома).
  • Депрессивные расстройства – пониженное настроение, утрата интереса к жизни, суицидальные мысли.
  • Биполярное расстройство – резкие перепады настроения, чередование фаз мании и депрессии.
  • Расстройства привязанности – трудности в установлении доверительных отношений с родителями и другими людьми.
  • Селфхарм (самоповреждающее поведение) – преднамеренное нанесение повреждений себе, часто связанное с депрессией, тревожностью или эмоциональной нестабильностью.
3. Поведенческие расстройства
  • Оппозиционно-вызывающее расстройство – постоянное негативизм, агрессивность, конфликты с авторитетными фигурами.
  • Диссоциальное расстройство поведения – нарушение социальных норм, агрессия, склонность к криминальному поведению.
4. Расстройства пищевого поведения
  • Анорексия и булимия – нарушение восприятия собственного тела, патологический контроль или потеря контроля над питанием.
  • Психогенное переедание – неконтролируемые эпизоды приема пищи на фоне стресса и тревожности.
  • Ограничительное расстройство приема пищи – преобладание строгих ограничений в рационе, избежание определенных продуктов или групп продуктов, что может приводить к дефициту питательных веществ и ухудшению состояния здоровья.
5. Психотические расстройства
  • Шизофрения и схожие состояния – бред, галлюцинации, эмоциональная отстраненность, когнитивные нарушения.
6. Последствия стресса и травм
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – последствия пережитого насилия, катастроф, потерь.
  • Психосоматические расстройства – проявление психологических проблем через телесные симптомы (боли, астения, проблемы ЖКТ).
  • Энурез (ночное и дневное недержание мочи), энкопрез – психосоматические проявления тревожности, стресса или задержки развития нервной системы.
  • Расстройства сна (инсомния, ночные кошмары, ночные страхи, сонный паралич, сомнамбулизм) – расстройства сна у детей и подростков могут быть как самостоятельными нарушениями, так и симптомами тревожных, депрессивных и других расстройств. Недостаток качественного сна влияет на настроение, когнитивные функции, поведение и общее самочувствие ребенка.
7. Расстройства личности
Расстройства личности формируются постепенно, начиная с подросткового возраста, и проявляются устойчивыми моделями поведения, которые вызывают сложности в социальной адаптации и межличностных отношениях.
  • Пограничное расстройство личности (ПРЛ) – импульсивность, резкие колебания настроения, страх потери близких, самоповреждающее поведение.
  • Диссоциальное расстройство личности – пренебрежение нормами общества, отсутствие эмпатии, склонность к манипуляциям.
  • Тревожное (избегающее) расстройство личности – постоянное чувство неуверенности, боязнь критики, избегание социальных контактов.
  • Шизоидное расстройство личности – эмоциональная холодность, социальная изоляция, ограниченный круг интересов.
Важно помнить: Проблемы, с которыми сталкиваются дети и подростки, могут быть скорректированы или решены при своевременном обращении за помощью. Существует много эффективных методов лечения и поддержки, которые помогут вашему ребенку справиться с трудностями и почувствовать себя лучше. Вы не одиноки в этом пути — совместно с врачом, психологом и другими специалистами можно разработать индивидуальный подход, который поможет ребенку развиваться, справляться с трудными ситуациями и становиться более уверенным в себе.
Детский психиатр
Стаж 7 лет
Детский психиатр
Стаж 31 год
Детский психиатр
Стаж 15 лет
Детский психиатр
Стаж 20 лет
Психиатр, детский психиатр, нарколог, психотерапевт
Стаж 2 года
Психиатр, детский психиатр
Запишитесь на прием
Оставьте свои контактные данные и наш администратор свяжется с Вами в течение пяти минут