Нейропсихология

КОРОТКО:
Нейропсихология — наука на стыке психологии и медицины. Она изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека и его поведение, какие участки и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь.
А нейропсихолог — это клинических психолог, который может эти функции оценить и помочь им развиться лучше или восстановиться.
Клиентом нейропсихолога может стать любой взрослый. Головной мозг каждого человека развивается индивидуально и имеет как сильные (ресурсные), так и слабые (дефицитарные) стороны, которые не всегда приводят к патологическим изменениям высших психических функций, но могут влиять на продуктивность деятельности.
Основная задача нейропсихолога — выявить сильные и слабые стороны головного мозга и привести их к балансу. Определение закономерностей функционирования мозга при взаимодействии с внешней и внутренней средой. Нейропсихологический анализ, особенно актуальный при локальных повреждениях мозга (инсульт, черепно-мозговая травма). Оценка функционального состояния мозга в целом, а также отдельных его структур.
Диагностика состоит из заданий, которые раскрывают особенности внимания, памяти, восприятия, мышления, речи, пространственного восприятия, межполушарного взаимодействия, зрительно-моторной координации, уровня контроля и саморегуляции обследуемого.
Нейропсихология разрабатывалась для реабилитации людей с локальными поражениями головного мозга (после инсульта, черепно-мозговых травм).
Лечение в нейропсихологии называют нейрокоррекцией. Нейрокоррекция состоит из двух частей: двигательной (напоминает лечебную физкультуру) и когнитивной (похожа на занятие с логопедом или дефектологом). Нейрокоррекция обходится без лекарств.
Включая в программу нейрокоррекции двигательные и когнитивные (умственные) упражнения, мы работаем сразу со всеми навыками. Упражнения «перестраивают» работу мозга так, что улучшаются его память, внимание, мышление, моторные навыки.


ПОДРОБНО:

Выявление взаимосвязи между структурными повреждением головного мозга у больного и имеющимися у него расстройствами высших психических функций.
Осуществление качественного (углубленного) проведения диагностики когнитивных нарушений «классическими луриевскими методами нейропсихологической диагностики» (включает в себя исследование нарушений речи, мышления, слухоречевой и зрительной памяти, непроизвольное запоминание, движение (праксис), восприятие (гнозис), внимание), выявления обратимых форм деменции, ранних додементных стадий, верификация функциональных (тревожно-депрессивных) состояний и проведения когнитивной нейрореабилитации (с индивидуальным и групповым подходом).
Возможность ранней диагностики УКН, выявление обратимых форм КН (соматогенных, эндокриноообусловленных, витаминодефицитных состояний, инфекционных заболеваний и т.д.), адекватное медикаментозное лечение и когнитивная реабилитация, предотвращение трансформации умеренных обратимых КН (УКН) в выраженные необратимые формы, психологическая работа с родственниками больных (школа для родственников больных деменцией).
К задачам когнитивной реабилитации относятся следующие:
  • восстановительные тренировки нарушенных когнитивных функций (памяти, внимания, зрительного восприятия, речи, исполнительных функций);
  • переобучение утраченным повседневным навыкам;
  • обучение использованию внутренних стратегий компенсации функционального дефицита (проговаривание программы действий, аутотренинг, саморелаксация, мысленные самоинструкции, создание ассоциативных образов для лучшего запоминания, усиленная концентрация на задаче, медленное и чёткое произнесение слов для улучшения произносительной стороны речи, просьба к окружающим говорить помедленнее для лучшего понимания обращённой речи и тд.);
  • обучение использованию внешних стратегий компенсации функционального дефицита (использование блокнотов и записных книжек, органайзеров, калькуляторов, текстов с крупным шрифтом, информационных плакатов с надписями о желаниях и потребностях пациента, коммуникативных карт, ведение дневников с каждодневным планированием, использование трости и тд.);
  • реорганизация окружающей среды (перепланировка комнаты с учётом ограничений пациента, письменные подсказки и указатели на стенах и дверях, обучение персонала правильной коммуникации с пациентом – замедление речи, короткие и чётко сформулированные просьбы, тихий спокойный голос, составление индивидуального меню при необходимости, информационные листы в каждой комнате, с указанием того, что может и что не может пациент, опознавательные знаки возле каждого пациента при повышенном риске падения и т.д.).

В зависимости от особенностей когнитивного дефекта, используются упражнения и задания, имеющие следующую направленность:
  • улучшение нейродинамических процессов головного мозга: концентрация, устойчивость и переключаемость внимания, работоспособность, скорость протекания психических процессов, уровень регуляции режима сна-бодрствования);
  • восстановление гностических функций (восприятие): зрительный предметный гнозис, оптико-пространственный, акустический, цветовой, лицевой, цифровой, буквенный и др.;
  • восстановление праксических функций (произвольные движения) : динамический праксис, конструктивный, оральный, кинестетический и др.;
  • восстановление функции программирования, регуляции и контроля за деятельностью: планирование деятельности, целенаправленность, поэтапность действий, самокоррекция допущенных ошибок, контроль за действиями и аффектами и др.

Таким образом, новые эффективные методы нейропсихологического диагноза и восстановительного лечения в практике невролога позволят значительно снизить смертность больных с выраженными КН, выявлять курабельные стадии заболевания, позволят предотвратить травматизацию и раннюю инвалидизацию пациентов, что значительно улучшит бытовую и социальную адаптацию и качество жизни пациентов с нарушением высших психических функций у пациентов госпиталя.